Если человека поставить на маленький клочок суши, окруженный тремя океанами, и спросить, какой из океанов больше, он не сможет ответить, устремив свой ограниченный взор в водную даль. Точно так же человек не может всегда сказать наверняка, что он любит больше, если его «любови» настолько велики, что он не может объять их «внутренним взором» и сравнить.
Из этого следует простой вывод: не стоит считать, что о себе мы знаем больше, чем о мире. Наш «внутренний взор» столь же ограничен, как и «внешний»…
В этом печаль, но в этом и радость. Коль скоро взор ограничен, всегда будет куда идти, чтобы взглянуть на ещё не виданное 🙂
«внутренний взор» более ограничен, чем «внешний». Если стоя у океана мы его не только видим, но и чувствуем запах соленой воды, ощущаем дуновения морского бриза, слышим шум волн и все это в совокупности говорит о том, что перед нами океан, ну или соленое большое озеро, как минимум. Стоя же у «внутреннего океана любви» как мы знаем, что это именно любви океан, а не чего-нибудь другого? Только потому, что наше восприятие «внутреннего» состояния похоже на описание подобных состояний тех, кто назвал это любовью? Это я к тому, что распознание и интерпретация наших эмоций зависима от «социо-культурного» контекста, или, выражаясь образным языком, наш «внутренний» взор искажается через «розовые очки» социума, и, возможно, вообще не может существовать без таких «очков».
Любое восприятие — и «внешнее», и «внутреннее» — зависит от нашей индивидуальной истории, включающей как социальный контекст, так и наш генетический материал. Есть вещи во «внешнем» мире, распознаванию которых не нужно учить (то же дуновение ветра), а есть те, распознавать которые нужно учиться. Уверен, что и наш «внутренний» мир устроен аналогично. Что-то мы воспринимаем безо всякого научение, а что-то — сквозь призму нашей индивидуальной истории.
не думаю, что только что родившийся ребёнок имеет представление о боли и удовольствии до тех пор, пока их не испытал…
Подожди, пока у тебя родится ребёнок, а потом ущипни его. Потом погладь по спинке. «Иметь представление» в данном случае не удачная формулировка, а вот простое «чувствовать» — вполне. Ребёнок чувствует боль и удовольствие.
Ну хватил — на грани фола! Ты ещё того, кто ребенка по попке шлепнул, спроси: «При чем тут доктор Менгеле»?. Жуть просто, а не сравнение. Так что ответ: да ни при чем.
а вот если ребёнка щипать а потом сразу гладить по спине — он в результате щипок как будет чувствовать? 🙂
Нет, парни, я бы-таки нам ребенка не доверил. И всё из-за этого нашего: «А что, если?» 😉
Ах, оставьте 🙂 Ох уж эти вторичные формы и вторичные качества.