Как-то раз у меня возник небольшой спор мировоззренческого характера с одной девушкой, и в пылу словесных баталий она мне заявила, что учёные давно опровергли теорию старины Дарвина. Дальше – больше: выяснилось, что теми же самими учёными доказано существование нематериальной души, которая почему то, не смотря на свою нематериальность, имеет вполне определённую массу, загробного мира, верность астрологических прогнозов и т.д. Конечно, фамилий и ссылок в этом споре мне услышать не пришлось, но до меня дошла совершенно очевидная мысль: когда говорят об учёных, имеют в виду не конкретных людей, а некую абстрактную группу «учёных», этаких очкастых чудаках в халатах, сутулых и бородатых, снующих в огромных подвальных лабораториях в окружении электрических разрядов. Такие представления вполне допустимы для людей, далеких от академических кругов. Эта девушка об учёных знает только из телевизора.
Тремя годами ранее у меня состоялась вполне себе предметная дискуссия с одной дамой, которая занимается внедрением инновационных социальных технологий. Так вот она доказывала мне, что теория торсионных полей – это прорыв в науке и технике, ссылаясь уже не просто на каких-то абстрактных «учёных», а уже на неких «неакадемических учёных». То есть для неё существует как минимум два вида учёных: 1. Академические, их она ещё называла «кабинетными», которые занимаются классическим теоретическим словоблудием. Это доктора наук, академики, этакие солидные дядьки в очках и с бородами, в костюмах при галстуке (может даже бабочке), сидят в своих кабинетах с дубовыми панелями, перечитывают Маркса и всё пытаются сослаться на решение XXIV съезда КПСС. 2. Неакадемические. Этакие молодые энтузиасты, открывшие все секреты мироздания, только вот эти бородатые дядьки в очках и при галстуке им хода не дают.
Однако самый нелепый стереотип об учёных я, как ни странно, встретил в среде этих самых учёных. Заключается он в следующем. Существует два вида учёных: 1. Учёные, к которым относят себя. Они двигают науку вперед, разрабатывают теории и придумывают термины. 2. Серая масса «исследователей». Их задача кропотливым трудом и черновой работой собирать и накапливать факты, подтверждающие верность теорий учёных из первой группы, необходимость и полезность вводимых ими терминов.
Сразу вспоминаются бэконовские «путь паука», «путь муравья» и «путь пчелы». Уж слишком много ученых-психологов в наши дни «ткут паутину мыслей», а факты — да пусть их собирают копошащиеся у наших ног муравьи. Есть в этом высокомерии научного бесплодия что-то жалкое.