Из истории клерикализации

21 января 1999 года. Патриарх Московский и всея Руси АЛЕКСИЙ II, Президент Российской академии наук, академик Ю. С. ОСИПОВ, Президент Российской академии образования, академик Н. Д. НИКАНДРОВ, Ректор МГУ, председатель Российского союза ректоров, академик РАН В. А. САДОВНИЧИЙ написали письмо Министру Образования РФ Филиппову В.М. с предложением ввести государственное теологическое образование.

29 февраля 2000 года. Москва. Круглый стол «Теология в государственной системе образования». На котором В.Г. Аладин — зам. начальника Управления образовательных программ высшего и среднего профессионального образования Министерства образования РФ заявил:

«Межведомственный совет, на заседании которого 17 февраля рассматривался вопрос о введении специальности «Теология», — это орган, обладающий полномочиями введения новых специальностей. В его состав входят представители всех направлений и всех специальностей. На этом совете (по-моему, один воздержался и один был против) было проголосовано за введение в Перечень специальности «Теология», т.е. выражена позиция министерства».

Там же. Д.Р.Лотов — священник Кафедрального собора святых Петра и Павла в Москве, Евангелическо-лютеранская церковь:

«Я познакомился с документами, которые сегодня обсуждаются, и должен сказать, что они производят несколько странное впечатление. На первый взгляд в них высказывается забота о нравственности, о восполнении пробелов в системе образования и т.д. Но при более внимательном чтении в глаза бросаются некоторые несообразности, противоречия, а кое-где даже откровенные подтасовки. И это наводит на мысль о том, что составители этих документов руководствовались несколько иными целями, нежели там декларируются. Например, приходит в голову мысль, что одна из конфессий, существующих в России, пытается интегрироваться в систему государственного образования и таким образом если не де-юре, то де-факто сделать шаг к статусу государственной церкви. Она стремится к тем возможностям, которые у нее были до 1905 г., т.е. возможности контролировать духовную жизнь людей и в том числе подавлять инакомыслие».

Авторы письма утверждали:

«Наше законодательство, продолжая оставаться в плену атеистически понятых демократических идей, упорно борется со всякой возможностью реального христианского влияния в государственной школе… Русская православная богословская наука дала миру множество величайших ученых, труды которых навечно вошли в мировую сокровищницу знаний. Это — св. митр. Филарет (Дроздов), митр. Макарий (Булгаков), В.О. Ключевский)…»

На что философы Л. Андреева и Е. Элбакян отвечали

«Если авторы пишут, что общество находится в плену атеистически понятых «демократических идей», то создается впечатление, что византийская интерпретация этих идей должна стать для общества непререкаемой догмой.
И в каком аспекте, например, в государственных учебных заведениях будут рассказывать о деятельности «величайшего ученого», труды которого обогатили культуру — св. митрополита Филарета (Дроздова). Стоит напомнить, что в Российской империи, согласно переписи населения за 1897 г., полностью неграмотными были 78% населения. В такой ситуации была заслуга и «ученого» Филарета Дроздова, который считал, что «…тысячу лет прожила Россия, взрослась, укрепилась, распространилась при весьма ограниченной грамотности народа: была в том беда?» Тот же Филарет Дроздов весьма недвусмысленно высказывается и по ряду других вопросов, например в Манифесте об освобождении крестьян: «Обширному преобразованию радуются люди теоретического прогресса, но многие благонамеренные люди ожидают оного с недоумением… помещики не найдут ли себя стесненными в праве собственности и в хозяйственных обстоятельствах?» Человек — венец божественного творения — рассматривается в качестве вещи, собственности, что, несомненно, свидетельствует о «высокой» нравственной позиции автора этих слов.»

«Известные российские математики попытались скрестить теологию с государственной системой высшего образования» — негодовал Вячеслав Александрович Бочаров, доктор философских наук, профессор кафедры логики философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова.

Тем не менее, 2 марта 2000 года министр образования России Владимир Филиппов подписал приказ 686 «Об утверждении государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования». В соответствии с этим документом на основании решения коллегии Минобразования России от 1 февраля 2000 года специальность «Теология» включена в перечень направлений подготовки бакалавров и магистров, а также в перечень специальностей подготовки дипломированных специалистов. В государственных вузах будут обучать по академическим степеням «бакалавр теологии» и «магистр теологии», а также готовить дипломированных специалистов с квалификацией «теолог».

Рубрика: Le Monde. Bookmark the permalink.

Один комментарий: Из истории клерикализации

  1. Videss:

    Просто какая-то хроника катастрофы!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *