Фантастический триллер «Меняющие реальность»
(The Adjustment Bureau)
Режиссер: Джордж Нолфи. В главных ролях: Мэтт Дэймон, Эмили Блант, Майкл Келли, Энтони Маки, Джон Слэттери, Теренс Стэмп. Бюджет: $51 млн.
Официальный веб-сайт здесь
2011 год пока научно-фантастическими фильмами нас не радовал. Невероятно тоскливое «Исчезновение на 7-ой улице» и шаблонный донельзя «Я – четвертый» – вот, пожалуй, и всё.
От «Меняющих реальность» я ожидал многого. Хотя бы потому, что экранизации Филиппа Дика порой бывают очень и очень достойными: достаточно упомянуть крепкий научно-фантастический боевик «Вспомнить всё» Пола Верховена и шедевральный футуристический триллер «Бегущий по лезвию» Ридли Скотта. Потом, правда, фильмы пошли по нисходящей: сперва в 2002 году пристойное, но не более, «Особое мнение» Стивена Спилберга, в 2003 – никакой «Час расплаты» Джона Ву, а в 2007 году нас «порадовал» невероятно отстойным «Пророком» Ли Тамахори.
Но уповая на то, что спад не может быть вечным, я купил билет на утреннюю премьеру «Меняющих реальность». В зале кроме меня было ещё два человека. Всё-таки это счастье, когда можешь себе позволить утром пойти в кино, а не на работу…
* * *
Дэвид Норрис (Мэтт Деймон) – политик, делающий стремительную карьеру. Он стал самым молодым членом палаты представителей Конгресса США, а теперь участвует в предвыборной гонке за место в сенате от штата Нью-Йорк. К сожалению, вскрывшиеся подробности его прошлого лишают его надежды на победу, и вот он уже готовит в мужском туалете речь, в которой признает свое поражение. Но в туалете он не один: тайной свидетельницей его репетиции стала Элиза (Эмили Блант), прятавшаяся в одной из кабинок с бутылкой шампанского. Их краткая беседа закончилась поцелуем, вдохновившим Дэвида выступить совсем с иной речью.
Но уже спустя совсем немного времени он узнаёт, что вместе им быть не суждено. Об этом Дэвиду поведали странные люди в серых костюмах и шляпах, следящие за тем, чтобы всё шло по Плану…
* * *
Назвать «Меняющих реальность» экранизацией Филиппа Дика можно с большой натяжкой. От рассказа «Бюро корректировки» Джордж Нолфи оставил только несколько идей и пару сюжетных ходов, создав совершенно новое произведение. И это к лучшему. Не часто вольное обращение с оригинальным текстом идет на пользу фильму, но это именно тот случай. «Бюро корректировок» – это забавный рассказ в духе Шекли, буквальное изложение которого могло бы претендовать лишь на статус короткометражки. Перед нами же полноценный фильм, абсолютно голливудский, что в данном случае идет только на пользу.
Актеры сыграли профессионально. Все абсолютно на месте. Особенно понравился Энтони Маки, прототипом которого в рассказе Дика был… пёс. Дэймон и Блант также смотрелись очень прилично. Им веришь. Веришь в то, что их поступки логичны, а чувства настоящие.
В фильме так и не раскрывается истинная природа Бюро корректировки, которому, по признанию одного из корректировщиков, человечество было обязано многим, включая эпоху Возрождения. Но мне кажется, вполне ясно показано, что корректировщики – не ангелы, хотя их и могли так называть. Уж слишком они зависят в своих действиях от технологий. Вот только кто тогда Верховный?
Кто-то скажет, что фильм не блещет оригинальностью. Это так, но на мой взгляд, в нём удачно сплелись два сюжета: вечная история о борьбе двух влюблённых за право быть вместе и не менее вечная история героя, идущего наперекор судьбе. Единственное, что портит фильм, это скомканная концовка. Действие обрывается так неожиданно, а развязка выглядит такой искусственной, что этому просто не веришь.
Но фильм получился. В нём довольно удачно смешаны фантастика, триллер и мелодрама, вот только последнего ингредиента, на мой взгляд, многовато. До лучших экранизаций Филиппа Дика «Меняющим реальность» далеко, а вот с «Особым мнением» его вполне можно поставить на один уровень.
От просмотра я получил удовольствие, но второй раз я его смотреть не буду. А кто сказал, что удовольствие не может быть одноразовым?