Ода копирайту

1. Начну с простого тезиса:

«95 процентов всей информации в Интернете — это хлам!» © Станислав Лем.

Возможно, Лем слишком категоричен, но я думаю, многие согласятся с тем, что большая часть генерируемых людьми «продуктов творчества» хлам и не стоит времени, которое мы тратим на него: это относится к книгам, сериалам, научным статьям, фильмам, новостям — ко всему, что угодно. Если вы не согласны с этим тезисом, дальше можете не читать. Если согласны, продолжим… 

2. Свобода воли — конструкт метафизический. Это второй мой тезис. Могут ли люди управлять своими поступками? Да, конечно. Но мы сами составляем лишь часть (и довольно незначительную) множества стимулов, воздействующих на наше поведение. Помимо нас (как некоторого «Я», которое мы «осознаем») на наше поведение влияют гены и окружающая среда. И в силу этого наша способность контролировать собственное поведение сильно преувеличена. По сути, мы контролируем свое поведение в той степени, в которой можем контролировать свое окружение (и гены).

3. Для большей части индивидов контроль над Интернетом и информацией, которая в нем рассредоточена и может быть потреблена, невозможен. А это означает, что в той мере, в которой Интернет становится частью нашей среды, в той степени он начинает влиять на наше поведение. Лишь немногие в силу личной поведенческой истории действительно способны контролировать свое поведение по отношению к интернету.

4. Ergo, хотя человек и может поставить под собственный контроль свое поведение по отношению к Интернету (а для этого нужно хотя бы поставить перед собой эту проблему), это крайне сложно. Поэтому мы лихорадочно потребляем информацию из Интернета (книги, сериалы, фильмы), которая является хламом. Потребление большей части этой информации не делает нас лучше, свободнее, красивее, добрее, умнее и пр. Но мы можем получить практически все, что захотим. Если раньше за книгу и фильм нужно было заплатить (а потому к их отбору подходили гораздо тщательнее), то сейчас мы практически все можем скачать бесплатно, нарушив закон, конечно, но пока не сильно рискуя.

5. Как только это станет сделать невозможно и нам снова придется платить за большую часть информации, что мы получаем, «продукт», «потребляемый» нами, станет лучше (хотя и тогда в нем будет велик процент хлама). И при этом «потребление» будет занимать меньше времени: просто потому, что купить мы сможем меньше. К тому же мы станем тратить больше времени на произведения, на которые авторское право уже не распространяется. Тогда тоже было много хлама, но многое из того, что дошло до наших дней, стоит нашего времени и внимания. Когда вы последний раз читали Гомера или Сервантеса, следовали мысли Эпикура и восхищались формулами Ньютона?

Так что если правообладатели смогут действительно затруднить «бесплатное потребление» новых произведений, это нужно приветствовать. Тогда мы сможем посвятить свое время подлинным вещам, людям, которых мы любим, и делам, которые стоят того, чтобы их совершить. А не хламу…

Славься, копирайт! Большая часть того, что ты защищаешь, дерьмо. И раз мы сами от него защититься не можем, ты сделаешь это за нас. Диалектика-с….

Рубрика: Le Monde, Психология. Bookmark the permalink.

2 комментария: Ода копирайту

  1. Videss:

    Грядут перемены )

  2. Videss:

    Как раз о подлинном мой следующий пост )

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *